Квотирование рабочих мест для инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидов обеспечивает гражданские права отдельных категорий населения по проблематике трудоустройства в РФ. Такая правовая гарантия позволяет людям с инвалидностью устраиваться в разноплановые компании. Последние обязаны предоставить обратившемуся к ним инвалиду место, даже если такового не было выделено ранее.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Благодаря действующей нормативной базе, ограниченные в возможностях из-за проблем со здоровьем люди могут облегчить себе поиск рабочих мест. Нельзя сказать, что шансы на обретение налогооблагаемого заработка для таких лиц приравнены к возможностям здоровых претендентов. Причина кроется в элементарном несоблюдении буквы закона предприятиями-работодателями. Действующие акты позволяют добиваться обозначенной цели путем понуждения последних.

Содействуют гражданам в этом вопросе региональные центры занятости и департаменты труда, а также прокуратура. Все чаще привлекаемые к ответственности работодатели понимают специфику своих обязательств и начинают в самостоятельном режиме обеспечивать установленное законом квотирование. То есть обеспечение местом работы граждан с инвалидностью, под которым подразумевается не просто вакантное выделение места. Немаловажной целью становится и психологическая адаптация таких работников с соблюдением выданных им реабилитационных рекомендаций, а также модернизация места под требующиеся им условия труда.

Общее понятие квотирования

Из-за разного количества штатных единиц, которые работают на предприятиях (в соответствии с расписанием и производственной необходимостью) применять конкретные цифровые обозначения по квотируемым местам невозможно. Используемая терминология подразумевает применение некого коэффициента, который можно рассчитать исходя из величины штата.

«Расчетный коэффициент находится в интервале от 2 до 4% (в качестве минимальной и максимальной границы). Брать за основу следует лишь среднесписочную численность трудоустроенных, а незапланированную по «штатке».

Квотирование рабочих мест для инвалидов

От чего зависит количество мест для инвалидов:

  1. Среднесписочный показатель.
  2. Применяемый в регионе процентный показатель.

Приём инвалидов вменен в обязательства, но руководители не должны целенаправленно искать подобных претендентов. Это значит, что заполнить подготовленные и рассчитанные квоты для трудоустройства инвалидов разрешено по факту обращения таких лиц. При отсутствии на момент обращения подходящих мест организация просто вынуждена подготовить и предоставить их.

Законодательная база

Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.

В отсутствии региональных законов действует лишь федеральный регламент, что свойственно для небольших субъектов. Всем претендующим на трудоустройство по квоте гражданам следует всегда отслеживать наличие подобной информации по своему субъекту.

Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:

  1. Правовое регулирование.
  2. Экономическая база.
  3. Организационная основа.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Зависимость процента квоты на инвалидов от среднесписочной численности в организации:

  • при резерве от 100 человек выявляется 2-4 % от этого значения;
  • 35-100 персон — до 3 %.

Организации, которые подвергаются требованиям:

  • государственные/муниципальные;
  • частные.

Имеются лишь ограничения по предприятиям, чья деятельность основана на вредном для здоровья характере труда. Такие предприятия не вычеркиваются из списка. Для них предусмотрено лишь исключение из расчета того количества трудоустроенных, чья работа связана непосредственно с вредными факторами. То есть число мест будет высчитано с учетом оставшегося среднесписочного количества работников.

Полностью освобождаются от обязанности предоставлять места общества инвалидов, бюджет которых состоит из собственных вкладов членов организации.

«Информация Минтруда и Соцзащиты РФ от 13.05.19 года утверждает, что с 2020 по 25 годы планируется проведение эксперимента по реализации прав инвалидов, претендующих на квотируемые рабочие места».

В тексте нового законопроекта о квотировании, который создан по примеру проекта о налоге на профессиональный доход от 2018 года, для эксперимента выбраны респ. Саха и области: Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская. Такой отбор объясняется средними долевым порогом работников с инвалидностью в общем объеме трудящихся по перечисленным регионам. Суть нововведений состоит в упрощении задач, поставленных перед работодателями за счет создания содействующих трудоустройству фондов. Сюда предприятия смогут вносить денежные компенсации в счет мест, которые они были должны обеспечить и им не придется тратиться на адаптационные процедуры и менять свое штатное расписание.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

На что предполагается тратить эти компенсационные начисления:

  • контроль профессионального обучения для поиска работы или на полученном месте;
  • совершенствование рабочих мест;
  • мотивация нанимателей превышать предельную квоту по принятию инвалидов;
  • разработка стажировок для граждан без опыта;
  • поддержание уровня занятости путем создания дистанционных и надомных видов работ.

Полномочия регионов

Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение. Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.

Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Что значит вакансия по квоте для инвалидов

Понятие о квотировании следует рассматривать с разных точек зрения. Здесь подразумевается формирование вакансии и непосредственное адаптирование рабочего места. Поскольку работодатель обязан действовать, отталкиваясь от конкретных реабилитационных рекомендаций таких граждан, то изначальное оборудование подобных мест в полной мере невозможно.

«Рекомендуется заранее закладывать в свое штатное расписание квотные единицы, а в бюджет статью расходов на выплату им зарплаты».

Вакансии по квоте для инвалидов

При постоянно открытой вакантной позиции и готовности принять на нее самостоятельно обратившегося или присланного от центра занятости претендента, работодатель исполняет букву закона. Частота информирования определяется федеральными и территориальными властными органами. Это ежемесячная передача сведений в центр занятости и поквартальная в департамент труда.

Где располагается информация о наличии вакантных мест:

  • на бирже труда;
  • на сайте бюро по МСЭ.

Предполагаемый работник вправе встать на учет в центр занятости, предоставив утвержденный пакет документов: паспорт, диплом, справка по форме биржи о доходе за 3 месяца с последнего места, трудовая книжка, СНИЛС, свидетельство о браке и, обязательно, документация по инвалидности. Это позволит не просто дать заявителю информацию о наличии мест, но и найти работу при участии государственного органа и с учетом его квалификации, профессиональных навыков. На период поиска биржа труда будет выплачивать полагающееся пособие по безработице.

Увольнение инвалида 2 группы

Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов

Работодатели имеют возможность не только прочитать о своих обязательствах в законе, но требовать информационного сопровождения по вопросу квотирования и организации рабочих мест от действующих в регионе госучреждений. Законный регламент достигается совместными усилиями.

Порядок действий работодателя:

  1. Ознакомление с присланным от центра занятости письмом об установлении квоты и необходимости создать новые квотированные места для инвалидов.
  2. Реализация требований в рамках месячной отсрочки. Поскольку каждый месяц имеется обязанность по информированию о ситуации на предприятии, то работодатель фактически предоставит в центр отчет о наличии квотных мест и их готовности.
  3. Дальше работодатель помесячно предоставляет отчетность об исполнении обязательств, даже если вся квота для инвалидов на рабочие места будет прикрыта взятыми на работу гражданами.

Для трудоустройства инвалиды предоставляют индивидуальную восстановительную программу с рекомендациями. При том не выявляется никакой зависимости относительно характера заболевания, категории инвалидности и устанавливаемой по норме квоте.

«Работодатель обязан отправлять в центр занятости свежую информацию о фактически осуществленном приеме инвалидов на квотируемые места. Для этого ответственному лицу дается ровно три дня после заключения договора».

Как рассчитать квоту для инвалидов

Посчитать квоту на предприятии обязано ответственное лицо, назначаемое работодателем. Обычно это персонал отдела кадров, реже бухгалтерии. Иногда этой обязанностью занимаются, к примеру, документоведы. Центр занятости лишь присылает уведомление о необходимой реализации норм закона (федерального или действующего по региону). Самим вычислением придется заниматься на месте.

Профессиональная реабилитация инвалидов

Пример: на предприятии по штатному расписанию числится 103 единицы, а среднесписочная численность 92 единицы, поэтому по ФЗ 181 работодатель обязан предоставить квоту в трехпроцентном выражении.

Образец расчета: 92/100*3=2,76 (при использовании калькулятора с функцией автоматического процентного исчисления применять формулу не обязательно). Получившийся показатель можно округлить до трех полноценных вакантных мест, хотя не стоит забывать, что Трудовой Кодекс Российской Федерации предоставляет возможность трудоустройства на неполную ставку: 0.5, 0.75 и т.д.

Следует учесть, что взятый трехпроцентный показатель вовсе не обязателен, так как закон утверждает его в качестве максимальной границы. По факту он разрешен в меньшем выражении. Для определения среднесписочной численности работников следует использовать кадровую Инструкцию от 93 года под номером № 17-10-0370 — глава 3.

Штраф за невыполнение квоты по инвалидам 2019 года

КоАП России в статье 5.42. утверждает размер штрафов при нарушении прав инвалидов по вопросу трудоустройства:

  • безосновательный отказ в регистрировании инвалида в качестве претендующего на трудоустройство — от 5-ти до 10-ти тысяч руб. в отношении должностных лиц;
  • за невыполнение требований по резервированию квотных позиций, а также за отказ в приеме при установленной квоте — тот же размер.

Профессиональная реабилитация инвалидов

Заключение

Квоту для приема на работу инвалидов следует считать исполненной в конкретной компании, если все забронированные места заняты трудоустроенными гражданами с инвалидностью. Работодателей ждет административная ответственность за попирание закона, а именно за неинформирование или несвоевременное доставление сведений в госучреждения, неправомерный отказ в приеме на работу.

«Одним из аспектов в действиях работодателя выступает информационная открытость во избежание формирования мнения о дискриминации инвалидов на предприятии. Это интересно не только желающим трудоустроиться гражданам, но и надзорным органам».

Ссылка на основную публикацию