Дети с ОВЗ, что за диагноз

Ограничения в ведении нормального образа жизни особенно ощущаются, если речь идет о маленьком ребенке. Они стремятся много бегать, играть, веселиться, познавать новое. Проблемы со здоровьем, влияющие на жизнь маленького человека, доставляют психологическую боль им самим, родителям. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория малышей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и образования. Они минимизируют ограничения и адаптируют к социальной жизни. Создание условий для обучающихся с нарушениями – приоритетная задача государства.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Что такое ОВЗ

Определение ограниченных возможностей здоровья или ОВЗ можно расшифровать как физические, психические, сенсорные нарушения, из-за которых человек не в состоянии вести обычный образ жизни. Речь может идти о постоянных дефектах, которые невозможно устранить, так что родителям и ребенку остается только адаптироваться к окружающему миру. И временных болезнях, таких как переломы конечностей, когда больной не способен вести привычный образ жизни, но со временем возвращается к нему.


При постоянных нарушениях люди с ОВЗ имеют психологические проблемы. К ним относятся: низкая самооценка, тревожность, неспособность быть уверенным в себе. Психологическую работу специалисты начинают вести с рождения. В дошкольном возрасте подключается инклюзивное образование и общая социальная адаптация. Во время лечения временных болезней родитель может настоять на домашнем обучении, если проблема со здоровьем требует длительного времени. Другие специальные условия не создаются.

Работа с детьми с нарушениями строится в зависимости от того, какая область здоровья пострадала:

  • При нарушениях психических процессов (памяти, речи, мышления, эмоций) – необходима коррекционная программа обучения, отличающаяся темпом. Вырастая дети с такими ограничениями могут вести обычный образ жизни. Просто для этого требуется больше времени, терпения и внимания.
  • При проблемах с сенсорикой (зрительных, слуховых и так далее) – требуется внедрение в работу специальных инструментов, учебных пособий, а также педагогов, прошедших специальную подготовку. Слабовидящих и слепых придется обучать шрифту Брайля, слабослышащих и глухих – жестовому языку. Большую работу придется проделать и с родителями.
  • При болезнях, сказывающихся на состоянии работы организма (сердца, дыхательной системы) – не обойтись без помощи медиков. План лечения, позволяет больному ребенку находиться в обычном классе или группе ДОУ без угроз для здоровья.
  • При проблемах статодинамической функции, когда ребенок не может передвигаться без инвалидной коляски, первоочередная работа строится на создании комфортной психологической среды. Инклюзивное образование позволяет таким ребятам проходить обучение в обычной школе.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Комбинированные группы ОВЗ

Как уже сказано выше, часто дети с нарушениями имеют возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях, где создаются комбинированные группы в рамках инклюзивного образования. Ключевую роль в процессе имеет не изменение материально-технической базы детского сада или школы, а полноценное преобразование всей обучающей среды. Это означает:

  1. Развитие каждого ребенка определяют на базе регулярных проверок составляется индивидуальный план работы.
  2. Общая образовательная деятельность адаптируется, чтобы все малыши с нарушениями, входящие в группу, могли участвовать в образовательном процессе, не выделяясь на фоне здоровых воспитанников.
  3. Обучающая работа ведется совместно с несколькими специалистами: логопедом, дефектологом, психологом.
  4. Проводится дополнительное консультирование родителей.

Создать условия можно на базе простой школы, детского сада, но учителя и воспитатели проходят особую переподготовку. Их обучают работе с особыми воспитанниками, взаимодействию с ними одновременно со здоровыми учениками. В результате продуктивной работы дети приобретают уверенность в себе, адаптируются к жизни в обществе. Опыт обучения в комбинированных группах полезен и для здоровых учеников. Они становятся более толерантными, учатся сочувствовать, принимать, сопереживать другим людям.

Категории детей с ОВЗ

В педагогической среде принято разделять детей с особым развитием на несколько категорий, в зависимости от того, какие именно нарушения они имеют:

  1. С нарушениями слуха: слабослышащие и глухих с рождения и позднооглохшие.
  2. Ребята, имеющие проблемы со зрением. Могут быть слабовидящими или абсолютно слепыми. Вопреки распространенному мнению первая группа значительно больше, чем вторая. Людей, не имеющих никакого остаточного зрения очень мало.
  3. С интеллектуальными и речевыми проблемами. Они делятся на несколько степеней, некоторые из которых не поддаются нормальному обучению.
  4. Ребята, имеющие определенные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.
  5. С проблемами в эмоционально-волевой сфере, в том числе с нарушениями аутистического спектра.
  6. Дети с задержкой психического развития.
  7. Дети, имеющие комплекс проблем. Наиболее часто сочетаются нарушения интеллектуальной, речевой и опорно-двигательной сфер.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Принципы работы во всех случаях будут разными и во многом они зависят от того, в какой момент проявились проблемы. Дети, имеющие нарушения с рождения или раннего детства, привыкают к ним и обучать их по специальной программе можно начать с рождения, что повышает результат. Малыши, потерявшие слух или зрение несколько лет спустя, уже имеют некоторый костяк знаний, но и адаптироваться к коррекционной программе им может быть трудно. Сначала их приучают пользоваться доступными возможностями тела.

Возможности детей с ОВЗ

Способности каждой категории детей различаются и без точного представления о том, что доступно таким обучающимся, трудно реализовать эффективную работу. Рассмотрим возможности каждого типа проблем по очереди. Дети с любой степенью нарушений слуха всегда плохо усваивают и понимают устную речь. Это приводит к снижению уровня интеллектуального и эмоционального развития. Обучаться в условиях обычного образовательного учреждения оказывается трудно. Но в специальной школе, под присмотром сурдолога, дефектолога и психолога, даже глухой малыш может получить хорошее образование.


У слабовидящих и слепых малышей с самого рождения познание окружающего мира происходит с помощью слухового и осязательного восприятия. Без представления внешнего вида предмета им трудно развивать речь, поэтому в обучении обязательно должен участвовать логопед. Он научит правильно понимать смысл слов и соотносить их с предметами.

Нарушения зрения сильно ограничивает физическое развитие, координация движений, а значит и здоровье, поэтому не лишним будет участие в образовании учителя физкультуры.

Возможности детей, имеющих особенности умственного развития или ЗПР, зависят от того, в какой степени проявились отклонения. Легкая степень позволяет обучаться, но речь развивается очень медленно и часто останавливается на том же уровне, что и у подростков. В результате они имеют большой словарный состав, могут нормально функционировать в группе людей, ухаживать за собой, даже выходить на простую работу. Дети со средней степенью умственной отсталости плохо взаимодействуют вне ограниченного круга лиц, поэтому кроме специального обучения, им нужен еще и постоянный присмотр. Тяжелые степени нарушений не поддаются обучению.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

При нарушениях речи, если они существуют сами по себе и не подкрепляются проблемами интеллектуальной сферы, малыши могут ходить в обычную группу детского сада. За его пределами с ними ведется индивидуальная работа логопеда, дефектолога, психолога. Некоторыми специалистами считается, что малышам с проблемами речи полезно проводить время рядом со здоровыми детьми, чтобы учиться у них. Другие настаивают на обучении в специальной группе по логопедии. Решение должно приниматься персонально, с учетом психологических и психических особенностей.

Возможности детей с расстройствами аутистического спектра зависят от конкретного синдрома. Объединяет их одно правило: чем раньше малыш начнет получать психолого-педагогическую помощь, тем выше вероятность, что он сможет адаптироваться к нормальной жизни. Самый распространенный — синдром Аспергера. Его симптомы пропадают полностью у 20 % взрослых людей. Хотя проблемы с общением, эмпатией и некоторыми коммуникативными навыками останутся навсегда.

Сопровождение детей с ОВЗ

Сопровождение малышей с ОВЗ должно включать в себя несколько направлений психолого-педагогической работы:

  1. Диагностику через наблюдение, тестирование, анкетирование. Специалисты должны провести индивидуальную работу, уточнить в какой степени ограничен ребенок в получении образования, как это повлияло на его личность.
  2. Поиск решения, то есть составление индивидуального плана, следуя которому можно создать особые условия обучения и скорректировать имеющиеся нарушения.
  3. Собственно работу, включающую в себя процесс обучения, консультирование родителей, периодическую диагностику и прочие особенности получения знаний и навыков.

Родитель может самостоятельно выбрать, в каком учебном заведении будет обучаться ребенок: специальном или с инклюзивным образованием. Но в этом вопросе нужно прислушаться к мнению педагогов. Домашнее образование допускается, но оно снижает социальные и бытовые навыки, ухудшает психологическое состояние. Остается меньше шансов найти работу и обходиться без помощи других людей.

Школы для детей с ОВЗ

Если раньше ОВЗ в школе было чем-то редким, то сегодня все больше обычных образовательных учреждений строят свою работу на принципах инклюзивного образования. Для этого помещения оборудуются и обустраиваются. Малыши, имеющие статус инвалида или любые ограничения здоровья, комфортно себя чувствуют без дополнительной помощи со стороны сотрудников или других учеников.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Программы, по которым обучается ребенок с нарушениями, всегда адаптированы. Особенное внимание со стороны учителей малыш будет получать, но не ощущая себя слабее других. Особая работа в школах с инклюзивным образованием ведется среди здоровых школьников. Им оказывается психологическая поддержка, чтобы обучить адекватно взаимодействовать с особым ребенком, принять его со всеми недостатками. Так можно добиться нормальной эмоциональной обстановки в классе, а значит повысить мотивацию к обучению и образовательный уровень.

Дети ОВЗ в детском саду

Еще совсем недавно в обычных садах группы ОВЗ не создавались и что это такое даже сейчас взрослые представляют слабо. Сейчас право на получение образования вместе со всеми строго защищается. Родитель может сам выбирать:

  • отдать свое чадо в специальную коррекционную группу или садик;
  • оставить в обычном классе;
  • перевести в группу к специалисту, который обучался принципам инклюзивного образования.

Последний вариант, когда происходит грамотная интеграция ребенка с нарушениями и здоровых детей, является предпочтительным. Для малышей создается безбарьерная образовательная среда. Они сосуществуют наравне с остальными, тем более что в дошкольном возрасте особенности здоровья заметны не так сильно, как в школе. Но постоянное психологическое, медицинское сопровождение существует. С его помощью можно увидеть, как дети адаптируются и влияют друг на друга. Обеспечить такую массовую работу в обычных группах, где воспитатель не имеет особенных знаний и навыков для работы с детьми с нарушениями, трудно.

Особенное внимание в педагогике уделяется:

  1. Физическому воспитанию. Преподаватель по физкультуре разрабатывает индивидуальный план занятий, включающий в себя упражнения, которые не только доступны ребенку, но и могут скорректировать дефекты.
  2. Познавательному интересу. Дети с нарушениями в развитии часто страдают поведенческими отклонениями. Они слишком заторможены или, наоборот, чрезмерно активны, а потому упускают познавательные процессы. Воспитатель выстраивает взаимоотношения с малышом таким образом, чтобы стимулировать интерес к познанию окружающего мира.
  3. Социальной коммуникации. Даже самый маленький воспитанник с ограниченными возможностями отличается низкой самооценкой и проблемами в общении. Педагог уделяет дополнительное внимание развитию обычных социальных навыков, взаимодействию с другими ребятами, в результате чего у воспитанников формируется устойчивая уверенность в себе.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

НОДА — что это в ОВЗ

Понятие НОДА расшифровывается как нарушения опорно-двигательного аппарата. Малыши, с такими проблемами в большинстве своем могут получать образование в обычных учреждениях, поскольку не имеют никаких других отклонений, кроме двигательных. Достаточно создания специальных условий жизни и обучения, в которых ребенок сможет самостоятельно перемещаться. Если доступных школ нет, ребенок обучается дома. Учителя сами приходят домой или обучение происходит через интернет.

У части детей, в основном имеющих диагноз ДЦП, совмещаются отклонения опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной сферы. Им не обойтись без обучения в специальных условиях. Если причина НОДА в органических поражениях работы мозга, то ребенок может иметь трудности с восприятием, мышлением и речью. Чем раньше произошло поражение, тем больше страдает мозг, а значит интеллектуальные нарушения проявляются сильнее.

Среди поведенческих особенностей детей с НОДА можно выделить:

  1. Чрезмерную эмоциональную возбудимость.
  2. Руководство только эмоциями удовольствия.
  3. Излишнюю инфантильность и эгоистичность.
  4. Отсутствие желания подчиняться правилам и требованиям коллектива.

Работа с такими воспитанниками строится так, чтобы адаптировать их поведение к привычным рамкам. Психолог и педагог учат контролировать эмоции, уважать желания окружающих, соблюдать правила.

Справка ОВЗ: вид

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это льготная категория граждан, но для получения статуса ОВЗ необходимо собрать некоторые документы. Процедура оформления особого положения выглядит так:

  1. Если родитель считает, что малыш может претендовать на статус ОВЗ, он должен обратиться к медицинскому специалисту, который подтвердит это и выдаст направление на прохождение комиссии.
  2. Затем необходимо пройти каждого врача, входящего в комиссию и получить справку о том, что ограничения существуют и они мешают усвоению программы.
  3. На последнем этапе ребенку будет присвоен статус.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Положение ОВЗ дает множество льгот, самыми значимыми из которых являются:

  • Возможность бесплатно получать логопедическую, психологическую, дефектологическую помощь.
  • Возможность бесплатно питаться в столовой учебного заведения.
  • Возможность получать образование там, где практикуется инклюзивное обучение.
  • Возможность сдавать выпускные экзамены в школе, имея дополнительное время.

Выдать справку, подтверждающую статус ОВЗ может только государственная психолого-медико-педагогическая комиссия. Срок действия справки ограничивается одним календарным годом. Никаких материальных благ и пособий сам малыш с нарушениями или его официальные представители не получат.

Ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ: отличия

Инвалидность и ограниченные возможности – не одно и то же. В широком понимании, всех инвалидов относят к категории ОВЗ, но не любое ОВЗ дает возможность получить инвалидность с ее привилегиями. Дети-инвалиды ограничены в нормальной жизнедеятельности, не могут обслуживать себя самостоятельно, передвигаться, обучаться. Малыши, имеющие ОВЗ, имеют такие недостатки здоровья, из-за которых обучение должно происходить в особенных условиях – в этом разница.


Чтобы получить статус инвалида, необходимо пройти федеральную медико-социальную комиссию. Чтобы получить статус ОВЗ – достаточно получить справку из ПМПК. Льготы у этих категорий разнятся. Инвалиды, кроме всего прочего, могут получать денежные пособия, тогда как для статуса ОВЗ обеспечивается только специальное обучение. Именно оно является главной целью государства по отношению к детям с ограниченными возможностями.

Программы развития с учетом ФГОС

Образовательная программа для ребенка с нарушениями должна обеспечивать ему доступность получения знаний и соответствовать ФГОСам. Несколько лет назад на территории нашей страны были введены специальные федеральные стандарты ОВЗ. В них даны рекомендации о том, как обучать воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. ФГОСы требуют от школ и ДОУ:

  1. Психолого-педагогическими условиями, в которых можно выявить образовательные потребности детей с нарушениями и в полной мере удовлетворить их.
  2. Реализацию комплексного подхода к каждому обучающемуся.
  3. Безбарьерную среду.
  4. Написание и использование специальных обучающих программ.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Работу в рамках ФГОС ОВЗ должны осуществлять только те учебные заведения, которые работают по инклюзивным программам. Обычные детские сады и школы руководствуются стандартными ФГОСами.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Термин Федеральный государственный образовательный стандарт (именно так звучит расшифровка аббревиатуры ФГОС) – это специальные требования, которые предъявляются ко всем учебным заведениям в стране. Их задачей является создание единства и преемственности всех обучающих программ, начиная с дошкольных.

Переводясь из одного образовательного учреждения в другое, малыш не должен испытывать сложностей в обучении. Но это касается только здоровых детей. Не все детские сады и школы имеют специалистов, знакомых с инклюзивным образованием, подходящую материально-техническую базу для детей с нарушениями. Даже те школы и садики, которые ориентированы на малышей с ОВЗ, руководствуются принципами, установленными во ФГОСах: поддержку детства, сохранение индивидуальности каждого обучающегося, гуманизма, уважения.

Заключение

Подводя итоги о том, что такое ОВЗ в образовании, можно отметить, что детей с различными нарушениями и ограничениями жизнедеятельности очень много. Они различаются своими возможностями, перспективами, требованиями и иногда не могут обучаться с другими сверстниками. Но раннее введение в жизнь психологической, педагогической помощи, современная медицина может стать гарантом его нормальной адаптации в обществе.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Большая часть детей с нарушениями, даже имеющих статус инвалида, может нормально обучаться в простых детских садах и школах. Если преподаватели в них прошли специальное дополнительное обучение и понимают все тонкости и нюансы работы с такими воспитанниками, проблем не возникнет. Еще одну ключевую роль играет материально-техническая база, обеспечивающая комфортные условия пребывания.

Говоря об инклюзивном образовании не следует забывать о здоровых детях. Во многом от их отношения к ребенку с нарушениями будет зависеть успех мероприятия. Поэтому психолого-педагогическая работа должна вестись с ними и их родителями. Совместные усилия позволяют добиться толерантности, высокой мотивации к обучению.

Ссылка на основную публикацию