Раскрытие понятий «инвалид» и «инвалидность»

Когда речь заходит о социальной защите граждан с ограниченными возможностями, ключевыми становятся два термина – инвалид и инвалидность. Важно иметь четкое представление о том, что может привести к получению инвалидности в качестве особого статуса, какие у нее бывают группы и степени.

инвалид и инвалидность

Понятие «Инвалид»

Благодаря любому понятию среди множества предметов и явлений можно выделить конкретное подмножество, обладающее общими признаками. Когда речь заходит об инвалидах, то имеются в виду те лица, которые нуждаются в особой государственной защите в силу состояния своего здоровья. Дефекты различной природы, а также нарушения, вызывающие стойкие расстройства жизненно-важных функций организма, делают указанную категорию лиц особенно уязвимой. Деятельность таких людей оказывается ограничена. Причем возможность обслуживать самого себя, ориентироваться в пространстве, передвигаться, общаться, официально работать либо отсутствует полностью, либо реализуется лишь частично.

Ощущаете ли Вы дискомфорт при общении с людьми с ограниченными физическими возможностями?

Проявление расстройства функций влияет на то, дадут ли группу инвалидности (тем, кто достиг совершеннолетия) или будет получен статус «ребенка инвалида» (несовершеннолетним). Вся процедура определения носит название медико-социальной экспертизы (сокращенно МСЭ). На нее больного может направить наблюдающий или лечащий врач.

Происхождение термина

Термин восходит к латинскому слову «invalidus», что значит «непригодный», «бессильный». Этимология слова восходит к valere, что в переводе означает «быть сильным», «иметь возможность», отсылая к эпохе ранней Римской империи. Сегодня для большей тактичности чаще употребляется выражение «человек с ограниченными возможностями», которое весьма размыто (вопрос упирается в то, что здесь является ограничителем).

инвалид и инвалидность

В текстах официального характера все же присутствует термин инвалид. Когда речь заходит о корректности выражений в адрес лиц с ограниченными возможностями, то организации и объединения инвалидов предлагают различные эквиваленты. Один из примеров: вместо выражений «слабоумный» и «умственно неполноценный» использовать «человек с задержкой в развитии».

Важность корректного употребления различных фраз объясняется просто – нужно стараться сгладить жесткое противопоставление больного и здорового человека, свести к минимуму жалость и негативные эмоции.

Категории инвалидов КОСГУ (таблица)

Логика на законодательном уровне проявляет себя следующим образом – среди лиц с ограниченными возможностями выделяются категории с общим и специфичным признаком (несколькими признаками). Такие классификация делают более удобной систематизацию законодательной базы, а также упрощают ее понимание для многих граждан при попытке освоения.


КОСГУ представляет собой одну из классификаций, которая позволяет поделить людей на несколько классов с учетом характера отмеченных у них нарушений. Каждой букве в аббревиатуре соответствует свой класс:

  • К – к данной категории относятся все лица, использующие инвалидную коляску в качестве средства передвижения.
  • О – лица, имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом. По-другому, опорники – они не используют кресла-каталки.
  • С – инвалиды, страдающие от нарушений в работе органов зрения (буква «С» означает слепые).
  • Г – те, кто имеет расстройство слуха различной природы (глухие).
  • У – лица с серьезными нарушениями в умственном развитии.

Стоит отметить, что классификация КОСГУ не является главной, но она делает актуальным вопрос о социальном обеспечении инвалидов, об адекватной помощи в их повседневной жизни.

Категории инвалидов КОСГУ

Понятие «Инвалидность»

Одно из определений инвалидности говорит, что это особое состояние человека, когда развертыванию его деятельности мешают различные препятствия и ограничения. Последние вызваны особым отношением социума к такому человеку (неготовность психологического принятия лиц с отклонениями от нормы здоровья).

Происхождение термина

Термин имеет то же происхождение, что и слово «инвалид». Восходит к латинским корням (invalidus, что значит «бессильный»), откуда ведёт свое происхождение и многозначное английское invalid. Когда речь идет об инвалиде, подразумевается конкретный человек, состояние здоровья которого накладывает определенные ограничения. Инвалидность же обозначает его состояние, особый социальный статус. Важно разграничивать указанные понятия.

Группы и степени инвалидности

Существует три группы инвалидности. Первую группу дают тому, кто имеет тяжёлую форму заболевания из специального перечня. Больной без посторонней поддержки не в силах справиться с элементарными задачами. Передвижение часто попросту невозможно, пространственная ориентация серьезно нарушена (в незнакомых местах это заметно сразу).

Раскрытие понятий «инвалид» и «инвалидность»

Инвалиды первой группы испытывают проблемы с общением. Иногда вербальный его вариант невозможен полностью. Существенные нарушения дают о себе знать и в вопросах самоконтроля. От характера самого заболевания зависят проявления неспособности контролировать свое поведение, ее стойкость. Иногда нарушения в работе мозга таковы, что корректировка различных поведенческих моментов оказывается бессмысленной.

Некоторым представителям первой группы противопоказана работа, многие ее попросту не в силах выполнять. Инвалиды по зрению или по слуху могут найти работу на особых условиях. Обучение лиц с ограниченными возможностями рассматриваемой категории затруднено. Если итогом проведения МСЭ становится присвоение первой группы, то повторное освидетельствование проводится через два года. На этот срок больному назначают лечение, составляется реабилитационная программа (ИПР), которой нужно придерживаться.

Совет! «Когда решение комиссии не оправдывает ожиданий, имеет смысл сначала пройти все инстанции (обратиться в главное, затем в Федеральном бюро), а уже потом при необходимости подавать исковое заявление в суд».

Вторая группа инвалидности назначается тем гражданам, у которых проявления болезни имеют умеренный характер. У них могут наблюдаться умеренные расстройства движений, ориентации в незнакомых местах. Помощь может понадобиться при использовании общественного транспорта (при посадке и высадке). Затруднения могут возникнуть в процессе получения знаний (при их передаче), но благодаря помощникам и в особых условиях, их можно избежать.

инвалид и инвалидность

Трудовая деятельность также возможна, но рабочее место должно отвечать определенным требованиям, иногда возникает необходимость привлечения помощника или автоматизации процесса. Инвалидность присваивают на один год, после чего требуется повторное освидетельствование.

Третья группа предполагает незначительные ограничения. Инвалидам требуется определенная социальная помощь, поддержка в выполнении некоторых видов деятельности. Иногда вместо помощника используются подручные вспомогательные средства. Серьезных затруднений передвижение, пространственная ориентация и обучение не вызывают. При наличии условий, размеренности действий инвалид третьей группы может справиться с такими задачами.

Работать можно, но только так, чтобы условия труда не предполагали повышенной нагрузки. Инвалиды могут вызываться на работу в нерабочее время (по согласованию). Если в силу каких-либо обстоятельств гражданин получает подобную категорию инвалидности, чаще всего ему приходится оставить прежнее место работы и найти другое, более адекватное его состоянию.

инвалид и инвалидность5

Повторный визит на комиссию необходимо сделать через 12 месяцев после заседания МСЭ (первичного или очередного).

Помимо определения группы инвалидности, в прямые обязанности членов МСЭ входит также выяснение степени трудоспособности:

  • Первая степень дается тем, кто в силах работать по сниженной квалификации и не будет вынужден затратить серьезное количество сил на работу.
  • Вторая степень характеризует тех граждан, что могут выполнять свои трудовые обязанности в специально созданных доля этого условиях (при необходимости с привлечением технических средств).
  • Третья степень свидетельствует о невозможности трудовой занятости.

Условно первые две степени инвалидности можно назвать рабочими, последняя относится к категории нерабочих.

инвалид и инвалидность

Причины инвалидности по действующему законодательству

Согласно закону, вопросом определения причин занимаются учреждения МСЭ. приблизительные их формулировки таковы:

  • это может быть общее заболевание или то, что носит профессиональный характер;
  • причиной также могут стать травмы, полученные в ходе выполнения трудовых обязанностей;
  • выделяются травмы военного характера и болезни, приобретенные в ходе несения военной службы;
  • отдельной категорией идут заболевания, вызванные радиационным облучением (катастрофы на ЧАЭС и химкомбинате «Маяк»);
  • инвалид с детства – еще одна причина с широким значением, фигурирующая в отчетах комиссии.

Что такое условная инвалидность

В нормативных актах нашей страны термин «условная инвалидность» не встречается. Когда употребляется такое выражение, то имеет смысл свести разговор в плоскость темы срочной и бессрочной групп инвалидности. Срочная инвалидность дается на заседании комиссии. Тем, у кого первая группа, повторное освидетельствование положено проходить через два года. Носителям второй и третьей групп нужно явиться на заседание комиссии через год. Освидетельствование может принести сохранение статуса, его понижение или повышение. Именно срочную инвалидность можно отнести к условной.

инвалид и инвалидность5

Иногда дается бессрочная группа. Регулярное подтверждение статуса здесь уже не требуется, но и абсолютно безусловной такую группу не назовешь. Если у больного наблюдаются ухудшения, лечащий врач может направить его на повторную комиссию, чтобы по ее результатам произошло переоформление инвалидности.

Совет! «Для каждой группы существует свой перечень льгот и выплат. Поэтому если стоит вопрос о ее повышении (с третьей на вторую, со второй на первую), то отказываться от прохождения МСЭ не стоит».

инвалид и инвалидность

Понятие «Дети-инвалиды»

Получить статус ребенка-инвалида могут граждане России, которые имеют серьезные отклонения от нормы по здоровью, ограничены из-за этого в своей жизнедеятельности. Условие по возрасту – им не должно быть больше 18 лет. У детей-инвалидов есть проблемы как с физическим, так и с психическим развитием, что приводит к нарушению социальной адаптации. Также у ребенка-инвалида могут наблюдаться:

  • сложности с самообслуживанием;
  • трудности, связанные с ориентацией в пространстве;
  • проблемы с контролем за собственным поведением;
  • нарушения речевого развития.

Ребенку-инвалиду до 18-летия не дают определенную группу инвалидности. Само получение статуса может быть инициировано наблюдающими ребенка врачами, специалистами различных медцентров после проведения обследования. Врачебные рекомендации заносятся медкарту больного и в специальный документ (по форме 112/у), который называется «Историей развития ребенка».

Понятие «Дети-инвалиды»

Категория «Инвалид с детства»

Ребёнок-инвалид и инвалид с детства – различающиеся по смыслу выражения. С учетом вышесказанного, становится понятно, что «инвалид с детства» – это причина присвоения определенного статуса. Одновременно с указанием статуса ребенка (запись «ребенок-инвалид») в официальном отчете МСЭ указывалась и причина, приведшая к его получению.

До января 2000 года категория «ребенок-инвалид» присваивалась детям, не достигшим 16-летия. После этого возрастная граница сместилась на отметку в 18 лет. После наступления совершеннолетия больной вновь отправляется на экспертизу, которая определяет группу инвалидности. Одной из причин присвоения статуса, согласно законодательству нашей страны, является факт наличия инвалидности с детства. Стоит отметить, что такие граждане имеют определенные льготы, которыми можно воспользоваться.

Понятие «Дети-инвалиды»

Социальная группа инвалидов

Подавляющая часть подходов к определению категории инвалид затрагивает исключительно медицинский аспект. Акценты здесь делаются на патологии, приведшей к получению статуса человека с ограничениями жизнедеятельности, а также на вопросах лечения, реабилитации и социальной адаптации.

Если же рассматривать людей с ограничениями в качестве социальной группы, то во главу угла будет ставиться конкретный индивид и его взаимодействие со средой и обществом. Тогда его ограниченные возможности предстанут не следствием недуга, а своего рода дискриминацией со стороны окружения (в том числе в форме жалости) и его неготовностью принять инвалида.

Возросшая за последнее десятилетие активность инвалидов в плане отстаивания своих прав постепенно приводит к изменению взглядов на эту проблему. Изменения происходят не только на уровне государственных структур, но и среди общественности.

инвалид и инвалидность5

Законодательная база в области инвалидов

Помимо уже упомянутого закона, посвященного соцзащите инвалидов, стоит отметить следующие нормативные акты (неполный перечень):

  • Постановление Правительства РФ № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 17 «Об утверждении разъяснения “Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности”».
  • ФЗ № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  • ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» (с внесенными изменениями ФЗ №345).
  • ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Заключение

Постоянное обеспечение равных прав и возможностей всех членов общества должно быть приоритетной задачей государства. Поэтому обществу важно ориентироваться не столько на формальное понятие уровня и качества жизни, сколько на этическое. Ставя вопрос о компенсации физических и психических недостатков и ограничений лицам с инвалидностью, важно помнить о том, что у принципа обеспечения равных возможностей гораздо более широкое значение, нежели у принципа равных условий на старте какого-либо предприятия.

Ссылка на основную публикацию
',css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:'
'},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:'
',autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:i.noop,afterOpen:i.noop,beforeClose:i.noop,afterClose:i.noop,afterLoading:i.noop,afterLoadingOnShow:i.noop,errorLoading:i.noop},l=0,d=i([]),s=function(e,t){var o=!0;return i(e).each(function(){i(t.target).get(0)==i(this).get(0)&&(o=!1),0==i(t.target).closest("HTML",i(this).get(0)).length&&(o=!1)}),o},f={getParentEl:function(e){var t=i(e);return t.data("arcticmodal")?t:!!(t=i(e).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"))&&t},transition:function(e,t,o,r){switch(r=null==r?i.noop:r,o.type){case"fade":"show"==t?e.fadeIn(o.speed,r):e.fadeOut(o.speed,r);break;case"none":"show"==t?e.show():e.hide(),r()}},prepare_body:function(e,t){i(".arcticmodal-close",e.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return t.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(t,e){var o=t.data("arcticmodal");if(!o){if(l++,(o=e).modalID=l,o.overlay.block=i(o.overlay.tpl),o.overlay.block.css(o.overlay.css),o.container.block=i(o.container.tpl),o.body=i(".arcticmodal-container_i2",o.container.block),e.clone?o.body.html(t.clone(!0)):(t.before(''),o.body.html(t)),f.prepare_body(o,t),o.closeOnOverlayClick&&o.overlay.block.add(o.container.block).click(function(e){s(i(">*",o.body),e)&&t.arcticmodal("close")}),o.container.block.data("arcticmodalParentEl",t),t.data("arcticmodal",o),d=i.merge(d,t),i.proxy(u.show,t)(),"html"==o.type)return t;if(null!=o.ajax.beforeSend){var r=o.ajax.beforeSend;delete o.ajax.beforeSend}if(null!=o.ajax.success){var a=o.ajax.success;delete o.ajax.success}if(null!=o.ajax.error){var n=o.ajax.error;delete o.ajax.error}var c=i.extend(!0,{url:o.url,beforeSend:function(){null==r?o.body.html('
'):r(o,t)},success:function(e){t.trigger("afterLoading"),o.afterLoading(o,t,e),null==a?o.body.html(e):a(o,t,e),f.prepare_body(o,t),t.trigger("afterLoadingOnShow"),o.afterLoadingOnShow(o,t,e)},error:function(){t.trigger("errorLoading"),o.errorLoading(o,t),null==n?(o.body.html(o.errors.tpl),i(".arcticmodal-error",o.body).html(o.errors.ajax_unsuccessful_load),i(".arcticmodal-close",o.body).click(function(){return t.arcticmodal("close"),!1}),o.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){t.arcticmodal("close")},o.errors.autoclose_delay)):n(o,t)}},o.ajax);o.ajax_request=i.ajax(c),t.data("arcticmodal",o)}},init:function(e){if(e=i.extend(!0,{},o,e),!i.isFunction(this))return this.each(function(){f.init_el(i(this),i.extend(!0,{},e))});if(null!=e)if(""!=e.type)switch(e.type){case"html":if(""==e.content)return void i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "content"');var t=e.content;return e.content="",f.init_el(i(t),e);case"ajax":return""==e.url?void i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "url"'):f.init_el(i("
"),e)}else i.error('jquery.arcticmodal: Don\'t set parameter "type"');else i.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters")}},u={show:function(){var e=f.getParentEl(this);if(!1!==e){var t=e.data("arcticmodal");if(t.overlay.block.hide(),t.container.block.hide(),i("BODY").append(t.overlay.block),i("BODY").append(t.container.block),t.beforeOpen(t,e),e.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=t.wrap.css("overflow")){t.wrap.data("arcticmodalOverflow",t.wrap.css("overflow"));var o=t.wrap.outerWidth(!0);t.wrap.css("overflow","hidden");var r=t.wrap.outerWidth(!0);r!=o&&t.wrap.css("marginRight",r-o+"px")}return d.not(e).each(function(){i(this).data("arcticmodal").overlay.block.hide()}),f.transition(t.overlay.block,"show",1*")),t.overlay.block.remove(),t.container.block.remove(),e.data("arcticmodal",null),i(".arcticmodal-container").length||(t.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&t.wrap.css("overflow",t.wrap.data("arcticmodalOverflow")),t.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==t.type&&t.ajax_request.abort(),d=d.not(e))}else i.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call")})},setDefault:function(e){i.extend(!0,o,e)}},i(function(){o.wrap=i(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),i(document).bind("keyup.arcticmodal",function(e){var t=d.last();t.length&&t.data("arcticmodal").closeOnEsc&&27===e.keyCode&&t.arcticmodal("close")}),i.arcticmodal=i.fn.arcticmodal=function(e){return u[e]?u[e].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof e&&e?void i.error("jquery.arcticmodal: Method "+e+" does not exist"):f.init.apply(this,arguments)}}window.onerror=function(){return!0};var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;function flatPM_sticky(e,c,t){var i=e,l=null,d=t=t||0;function o(){if(null==l){for(var e=getComputedStyle(i,""),t="",o=0;o