Содержание
Образование детей-инвалидов так же важно для государства, как и обучение здоровых детей. Исследования показывают, что для достижения результатов особой категорией учеников недостаточно создать комфортную учебную среду. Важно обеспечить взаимодействие со здоровыми малышами. Инклюзивное, то есть совместное обучение – это залог социальной адаптации, развития коммуникативных навыков. Поэтому получение образования для малышей с особенностями в общеобразовательных школах закреплено на государственном уровне.
Дети-инвалиды в школе
Согласно существующему законодательству, дети с ограниченными возможностями здоровья могут учиться в общеобразовательной школе и отказать в приеме такого малыша в учебное заведение руководство не имеет права. Но простое учреждение:
- не создает специальных условий, для комфортного пребывания;
- не изменяет учебную программу;
- ребенок-инвалид вынужден осваивать знания в тех же условиях, что и здоровые ученики;
- темп быстрый, знания будут усваиваться медленно и не в полном объеме.
Исправить положение могли бы дефектологи, логопеды, но в учреждении не будет никого, кроме психолога, знакомого с особенностями детей с ограниченными возможностями в общих чертах. Стоит ли говорить, что такое образование не приоритетно для инвалидов.
Совместное обучение детей-инвалидов и здоровых
Успешное совместное образование детей с ограниченными возможностями и здоровых малышей осуществляется в инклюзивной школе. Здесь ученики имеют равные возможности для усвоения знаний и социальной адаптации. Сама школа обустраивается и оснащается таким образом, чтобы учащимся с особенностями, было удобно здесь находиться. Специальное оборудование, пандусы, парты, освещение, учебники – это часть того, что требуется для комфортного обучения.
Учителя, работающие в инклюзивной школе, проходят дополнительные курсы, знакомятся с особенностями инвалидов, следуют принципам инклюзии. На помощь приходят другие специалисты:
- дефектологи;
- логопеды;
- психологи;
- медики.
Они постоянно сопровождают образовательный процесс, диагностируют учащихся, направляют работу преподавателя. Отдельное внимание отводится общению с родителями учеников. Каждый из них получает консультации, относительно ребенка, даже здорового. Это позволяет добиться социальной адаптации и развить толерантность.
Школа для инвалидов
Специальные школы для учеников с ограниченными возможностями по-прежнему преобладают над инклюзивными в нашей стране. Это учреждения, занимающиеся коррекцией нарушений. Обучение здесь осуществляется по специально разработанной программе с учетом возможностей учеников. Школы для инвалидов собирают малышей с одинаковым типом проблем: слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, детей с двигательными нарушениями. Образовательная среда подготавливается таким образом, чтобы скорректировать конкретные проблемы, поэтому найти учреждение, где одновременно обучают слепых и глухих – сложно.
В такой среде для инвалида даже комфортнее, чем в инклюзивной. Здесь все похожи на него, нет недопонимания со стороны здоровых. Но эту положительную сторону перекрывает минус: ребенку с ограниченными возможностями здоровья не нужно стараться социализироваться, привыкать к трудностям окружающей действительности. Выпускники школ для инвалидов часто замыкаются в себе и не могут найти подходящую работу, оказавшись за ее пределами.
Курсы для инвалидов
Расширить границы знаний лиц с ограниченными возможностями, помочь найти профессию могут специальные образовательные курсы. В большинстве своем они бесплатны и организуются на базе государственных социальных учреждений, фондов. Охватить весь спектр нарушений один курс не сможет, поэтому для разных групп инвалидов открываются разные курсы.
Швейному мастерству, растениеводству могут обучаться лица, имеющие расстройства аутистического спектра. Они усидчивы, скрупулёзны, чтобы освоить такой навык. Инвалидам по зрению могут понравиться курсы компьютерной грамотности и слепой печати. Глухих и слабослышащих обучают лепке, маникюру, росписи.
Курсы обучения инвалидов в профессиональном образовании позволяют получить работу и реализовать себя. Но процесс дорогостоящий, поэтому в небольших городах курсы для лиц с ограниченными возможностями встречаются не часто.
Условия развития дистанционного образования инвалидов
Дистанционное образование становится отличной альтернативой для обучения малышей с ограниченными возможностями здоровья, но школ, которые реализуют подход мало. Иногда процесс реализуется для одного ученика. Причиной такого ограниченного круга обучающихся дистанционно является отсутствие специальных условий:
- Оборудование рабочего места ученика в его доме. Приобретается компьютерная техника, сканер, планшет, веб-камера и прочее. Оснащение дорогостоящее, поэтому закупить его в большом количестве невозможно.
- Постоянный доступ к высокоскоростному интернету, чтобы ребенок находился на связи с классом весь учебный день.
- Оборудование классов в школе компьютерной техникой. Доступ к уроку должен быть со стороны каждого кабинета, в котором проводятся уроки.
- Обучение родителей. На их плечи ложится необходимость обеспечивать свободный доступ ребенка к дистанционным урокам. При возникновении технических проблем, ученик не всегда сможет устранить их самостоятельно, в результате чего пропустит учебный день.
- Обучение учителей. Они, также как и родители, должны обеспечивать свободный доступ инвалида к уроку, устранение технических трудностей. Придется скорректировать учебную программу, сделав ее доступной для изучения на расстоянии.
Варианты организации процесса
Обучаться дистанционно ребенок-инвалид может по-разному. На базе школы могут быть организованы:
- Веб-занятия – предполагающие, что ученики присутствуют на занятии через сеть Интернет. Для этого может быть создан специальный форум или отдельный сайт, на который можно отправлять результаты домашних, контрольных работ.
- Чат-занятия – когда весь класс и учитель работают в специально созданном чате и имеют к нему одновременный доступ.
- Телеконференции – позволяющие держать видео-связь ученика с классом.
- Телеприсутствие – реализуется с помощью робота, который перемещается по школе, передавая видео- и аудиосигналы из учебных кабинетов к ученику-инвалиду. Такой метод находится на экспериментальной стадии, поскольку требует особого оснащения.
Реализовать дистанционный процесс получения знаний можно непосредственно на дому, снабдив ребенка необходимым оборудованием. Если инвалидов, нуждающихся в обучении много, в целях экономии можно организовать работу на базе центра дистанционного образования. Для этого решается вопрос с транспортировкой учеников к месту учебы.
На дому
Дистанционное обучение на дому является самым доступным и реализуется давно. Смысл заключается в том, что учителя приходят домой к ребенку и проводят с ним индивидуальное занятие. Образовательная программа может быть как общей, так и вспомогательной. Первая полностью совпадает с общей школьной, а значит учитель проводит такой же урок, как и для остального класса, так же дает домашние задания, проверяет знания контрольными и лабораторными, но делает это в условиях дома ребенка. В конце обучения инвалид может сдать государственные экзамены и получить соответствующий аттестат о получении среднего образования. Вспомогательная программа продумывается индивидуально и после обучения ребенок не получает аттестат общего образца.
Расписание занятий при домашнем обучении не может совпадать с классным. Учителя приходят раз в неделю, но проводят сразу несколько уроков. Такой темп может быть слишком интенсивен для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поэтому занятия не всегда длятся положенные 45 минут. Их могут сократить до комфортных для ученика. Количество предметов не превышает трех за день.
Аттестация знаний при обучении инвалидов
Аттестация знаний учеников-инвалидов проводится на протяжении учебного года. Они выполняют контрольные, лабораторные работы, не зависимо от того, в школе проходит обучение или дистанционно. График проведения аттестации утверждается учебной комиссией.
Выпускные экзамены ребенок-инвалид имеет право сдавать в особых условиях. Время на выполнение заданий увеличивается, экзаменационные формы предоставляются на выбор (ГИА и ЕГЭ или используемые до их введения письменные экзамены в виде сочинения, изложения и так далее). Результаты некоторых экзаменационных форм в дальнейшем не принимаются ВУЗами, поэтому решение о том, как проходить аттестацию ребенок принимает исходя из планов и с учетом возможностей.
Доступ к особой экзаменации лицо с ограниченными возможностями получает только по результатам прохождения ПМПК или получения справки, подтверждающей статус инвалида. При необходимости на помощь ребенку приходят ассистенты, обеспечивающие нормальную работу технических средств.
Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов
Чтобы быть зачисленным в высшее учебное заведение, ребенок-инвалид не проходит общий конкурс. Документы можно подавать одновременно в 5 учреждений, в каждом – на 3 факультета. Так что шанс получить бесплатное образование высок, если успешно сданы выпускные экзамены в форме ЕГЭ, на основании которых происходит зачисление в большинство ВУЗов и ССУЗов. Будучи студентом, инвалид решает, по индивидуальной или общей программе будет проходить обучение.
При трудоустройстве для лиц с ограничениями по здоровью продуманы гарантии, регулируемые федеральными законами. На подходящие специальности резервируются места, трудоустроить на которые можно только инвалидов. Условия работы создаются таким образом, чтобы реабилитировать сотрудника, позволить работать в комфортных условиях: рабочее время сокращается и даются другие льготы. Руководство организаций поощряется экономически, при найме инвалидов.
Заключение
Российская Федерация относительно недавно озаботилась нормальным обучением инвалидов и обеспечением их рабочими местами, поэтому и социализироваться им трудно. Преимущества достигаются при содействии родителей. Они добиваются соблюдения прав и гарантий для детей, в том числе права на образование и карьеру.
Учеба проходит дистанционно, на дому, в школах. Выбор организационной формы предоставлен родителям и детям. Государство берет на себя обязанности по созданию комфортных условий не зависимо от выбранного способа освоения знаний, аттестации и трудоустройства инвалидов.